«…церковь Св.
Креста находится к западу от Иерусалима, на расстоянии приблизительно миллиария
в том месте, где был вырезан Св. крест, церковь досточтимейшая и
красивейшая, но язычники разорили ее, однако не вполне разрушили, исключая
зданий кругом и келий. <…> К западу (на юго-восток! - Э.Г.) от церкви Св.
Креста, приблизительно на расстоянии трех миллиариев (1,5 Х 3 = 4,5 км. - Э.Г.) находится
великолепнейший и очень большой монастырь, во имя св. Савы, одного из 72
учеников Г-да нашего Иисуса Христа (sic!); там некогда жило в общежитии более 300 греческих монахов и служили Господу
и Святому; большая часть братии была перебита сарацинами, а часть благоговейно
служит Г-ду в другом монастыре того же Святого внутри городских стен, рядом
с башнею Давида; а первый монастырь покинут и совершенно опустел».
Игумен Даниил, 1106-1107 (?)
Игумен
Дниил – один из самых информированных паломников.
Он тоже, но
только однажды (возможно, я что-то пропустила), путает страны света, у него
Галилея находится в странном месте: «и лежит та земля по направлению от
Иерусалима на юго-восток… И путь этот весьма страшен и очень тяжел: в
горах каменных идти три дня, а четвертый день вдоль Иордана по полю идти,
все на восток вплоть до верховий Иордана, откуда берет начало Иордан-река».
(Иордан течет с севера на юг, Галилея на севере). Это путешествие он совершал с отрядом с
крестоносцев и, наверное, об этом времени написал: «Я же неподобающе ходил
путем тем святым, во всякой лености, слабости, пьянствуя и всякие неподобающие
дела творя». Но Даниил не считает Савву одним из учеников Христа (как
Зевульф), хотя бы потому что игумен останавливался на подворье монастыря Саввы
в Иерусалиме, а потом посещал (заброшенный, по Зевульфу) монастырь Саввы в Кидроне, где все мощи еще были на месте.
А еще Даниил имел сопровождающего из этого монастыря:
А еще Даниил имел сопровождающего из этого монастыря:
«Я,
недостойный игумен Даниил, придя в Иерусалим, пробыл шестнадцать месяцев на
одном месте, в лавре святого Саввы, и потому смог обойти и рассмотреть все
святые эти места. А так как невозможно без хорошего проводника и без знания
языка разыскать и увидеть все святые места, то я, что имел под рукой из бедного
моего добыточка, все для того подавал знающим хорошо все св. места в городе и
вне города, – чтобы показали мне все хорошо; как оно и было. И помог мне
Бог встретить в лавре мужа святого и старого днями, и очень книжного; тому
святому мужу вложил Бог в сердце любить меня, худого, и он показал мне хорошо
все святые те места: и в Иерусалиме, и по всей земле той поводил меня, и до
Тивериадского моря проводил меня, и к Фавору, и в Назарет, и до Хеврона, и до
Иордана, и по всем тем местам поводил меня, и потрудился со мною, движимый
любовью».
Эту цитату из
Даниила следовало бы распечатать и в листовках раскидывать по всем местам
потенциального присутствия потенциальных туристов, направляющихся в Святую Землю.
Разрушенная, по Зевульфу,
церковь у Даниила выглядит так: «И есть за горою, на запад от Иерусалима,
место, где было высечено подножие Христово, к которому пригвоздили
пречистые ноги Господа нашего Иисуса Христа. Место то огорожено стеной, и
внутри выстроена церковь большой высоты, во имя Честного Креста; исписана красиво
вся. А под великим алтарем, глубоко под трапезой, и находится пень
древа того честного. И хорошо укреплено и облицовано над пнем тем плитами
белого мрамора. И оконце проделано против дерева того, по форме круглое. Это Иверский
монастырь».
Это подножие,
по-видимому, из Исайи: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе
кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих».
Кроме Даниила указание на подножие нигде не встречается.
Нежно люблю Даниила
игумена земли Русьской - то есть из Киевской Руси, то есть украинца?