воскресенье, 3 февраля 2019 г.

Русофильское

Зевульф, паломничество 1102-1103

«…церковь Св. Креста находится к западу от Иерусалима, на расстоянии приблизительно миллиария в том месте, где был вырезан Св. крест, церковь досточтимейшая и красивейшая, но язычники разорили ее, однако не вполне разрушили, исключая зданий кругом и келий. <…> К западу (на юго-восток! - Э.Г.) от церкви Св. Креста, приблизительно на расстоянии трех миллиариев (1,5 Х 3 = 4,5 км. - Э.Г.) находится великолепнейший и очень большой монастырь, во имя св. Савы, одного из 72 учеников Г-да нашего Иисуса Христа (sic!); там некогда жило в общежитии более 300 греческих монахов и служили Господу и Святому; большая часть братии была перебита сарацинами, а часть благоговейно служит Г-ду в другом монастыре того же Святого внутри городских стен, рядом с башнею Давида; а первый монастырь покинут и совершенно опустел».

Игумен Даниил, 1106-1107 (?)

Игумен Дниил – один из самых информированных паломников. 
Он тоже, но только однажды (возможно, я что-то пропустила), путает страны света, у него Галилея находится в странном месте: «и лежит та земля по направлению от Иерусалима на юго-восток… И путь этот весьма страшен и очень тяжел: в горах каменных идти три дня, а четвертый день вдоль Иордана по полю идти, все на восток вплоть до верховий Иордана, откуда берет начало Иордан-река». (Иордан течет с севера на юг, Галилея на севере). Это путешествие он совершал с отрядом с крестоносцев и, наверное, об этом времени написал: «Я же неподобающе ходил путем тем святым, во всякой лености, слабости, пьянствуя и всякие неподобающие дела творя». Но Даниил не считает Савву одним из учеников Христа (как Зевульф), хотя бы потому что игумен останавливался на подворье монастыря Саввы в Иерусалиме, а потом посещал (заброшенный, по Зевульфу) монастырь Саввы в Кидроне, где все мощи еще были на месте. 


А еще Даниил имел сопровождающего из этого монастыря:
«Я, недостойный игумен Даниил, придя в Иерусалим, пробыл шестнадцать месяцев на одном месте, в лавре святого Саввы, и потому смог обойти и рассмотреть все святые эти места. А так как невозможно без хорошего проводника и без знания языка разыскать и увидеть все святые места, то я, что имел под рукой из бедного моего добыточка, все для того подавал знающим хорошо все св. места в городе и вне города, – чтобы показали мне все хорошо; как оно и было. И помог мне Бог встретить в лавре мужа святого и старого днями, и очень книжного; тому святому мужу вложил Бог в сердце любить меня, худого, и он показал мне хорошо все святые те места: и в Иерусалиме, и по всей земле той поводил меня, и до Тивериадского моря проводил меня, и к Фавору, и в Назарет, и до Хеврона, и до Иордана, и по всем тем местам поводил меня, и потрудился со мною, движимый любовью».
Эту цитату из Даниила следовало бы распечатать и в листовках раскидывать по всем местам потенциального присутствия потенциальных туристов, направляющихся в Святую Землю.

Разрушенная, по Зевульфу, церковь у Даниила выглядит так: «И есть за горою, на запад от Иерусалима, место, где было высечено подножие Христово, к которому пригвоздили пречистые ноги Господа нашего Иисуса Христа. Место то огорожено стеной, и внутри выстроена церковь большой высоты, во имя Честного Креста; исписана красиво вся. А под великим алтарем, глубоко под трапезой, и находится пень древа того честного. И хорошо укреплено и облицовано над пнем тем плитами белого мрамора. И оконце проделано против дерева того, по форме круглое. Это Иверский монастырь».

Это подножие, по-видимому, из Исайи: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих». Кроме Даниила указание на подножие нигде не встречается.

Нежно люблю Даниила игумена земли Русьской - то есть из Киевской Руси, то есть украинца?